Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста
Проблема умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения всегда была и остаётся одной из самых актуальных. Умственное развитие дошкольника - важная составная часть его общего психического развития, подготовки к обучению в школе и ко всей будущей жизни. Умственные способности - это психологические качества, определяющие лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования для решения различных задач. Важно не только, какими знаниями овладел ребёнок к поступлению в школу, но и то, готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы в изобразительной деятельности, конструировании, сочинении и т.д.
Основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.
Замещение – это использование условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Сначала замещение возникает в игре, например, стульчик становится автомобилем, кубик - мылом, лист бумаги синего цвета – озером, палочка – градусником, ложкой и др. Затем и сам ребёнок, беря на себя роль, изображает другого человека- маму, папу, доктора, моряка и т.д.
Игровое замещение в дальнейшем ведёт к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию значения слов, выделяющих важные, существенные признаки предметов и явлений.
Но для решения умственной задачи недостаточно понимания обозначений отдельных предметов. Любая задача требует анализа её условий, выделения отношений между объектами. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объёме или на плоскости).
Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.
Выполнение специальных заданий под руководством взрослых, дидактические игры и упражнения существенно повышают уровень развития умственных способностей ребёнка. Решающую роль в выполнении специальных заданий играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определённой цели.
Задания можно разделить на следующие группы:
- На замещение предмета;
- На анализ строения предмета;
- На выделение пространственных отношений;
- На использование логических отношений;
- На создание новых образов.
При проведении игр важно, особенно на первых этапах, положительно оценивать все ответы, которые хоть как - то свидетельствуют о самостоятельности ребёнка. Требования к качеству ответов нужно повышать постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность в высказываниях детей. Задания нужно давать в игровой форме или предлагать в виде интересных упражнений. Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. Все игры и упражнения могут проводиться неоднократно в зависимости от желания детей.
Упражнение «Разноцветные кусочки»
Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
Материал: небольшие кусочки ткани с одинаковыми рисунками, с мелкими рисунками, похожими по цвету, например: синий с мелкими цветочками, темно-синий с мелкими кружочками.
Инструкция: «Найди одинаковые кусочки ткани, их может быть 2, 3 или 4 кусочка». Либо: коврик и заплатка.
Упражнение «Жемчужные фигурки»
Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики.
Материал: куски проволоки средней толщины, на 1 конце проволоки маленький кусочек ластика, бусины разного размера.
Инструкция: «Согни проволоку в фигурку и надень на неё бусины».
Вначале занятия педагог может выполнить с ребенком несколько «базовых» форм, например: цифру восемь, цветок, листочек.
«Исключение лишнего»
Цель: развитие мыслительных операций – обобщения, классификации, сравнения, развитие логики, знание обобщающих слов.
«Исключи лишнее» (на предметных картинках, примеры из бытовой жизни)
-что не может стоять в шкафу?
-что не может лежать в холодильнике?
-что не может лежать в коробке с игрушками?
-чего не оденет девочка?
-что на столе лишнее, чего мы не можем съесть?
-что не может лежать в тарелке, чего мы не можем съесть?
-что не будет есть кошка, чем мы не будем её кормить?
-какой продукт не сладкий?
-развези по магазинам одежду, игрушки, еду
-расставь в магазине по полкам: овощи, фрукты, молочные продукты.
Узнавание предметов по заданным признакам
Назови предмет, про который можно сказать:
- желтый, продолговатый, кислый;
- продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.
Какой предмет обладает следующими признаками:
- пушистый, ходит, мяукает;
- гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.
Кто или что может быть:
- высоким или низким;
- холодным или горячим;
- твердым или жидким;
- узким или широким.
Назовите общие признаки:
- яблока и арбуза;
- кошки и собаки;
- стола и стула;
- ели и сосны;
- голубя и дятла;
- ромашки и гвоздики.
Логические задачи:
- Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
- На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
- Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
- Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
- На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
- Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?
Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.
- ночник, торшер, свеча;
- слива, яблоко, персик;
- брюки, шорты, юбка;
- корова, лошадь, лев;
- елка, береза, сосна;
- картофель, морковь, огурец;
- петух, гусь, воробей;
- коза, свинья, корова.
Подготовила воспитатель: Минаева Е.Н.
|