Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МДОУ ДС №1 с.Пригород


Суббота, 20.04.2024, 00:08

Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста

Проблема умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения всегда была и остаётся одной из самых актуальных. Умственное развитие дошкольника - важная составная часть его общего психического развития, подготовки к обучению в школе и ко всей будущей жизни. Умственные способности - это психологические качества, определяющие лёгкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможность их использования для решения различных задач. Важно не только, какими знаниями овладел ребёнок к поступлению в школу, но и то, готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы в изобразительной деятельности, конструировании, сочинении и т.д.

Основой развития умственных способностей является овладение ребёнком действиями замещения и наглядного моделирования.

Замещение – это использование условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Сначала замещение возникает в игре, например, стульчик становится автомобилем, кубик - мылом, лист бумаги синего цвета – озером, палочка – градусником, ложкой и др. Затем и сам ребёнок, беря на себя роль, изображает другого человека- маму, папу, доктора, моряка и т.д.

Игровое замещение в дальнейшем ведёт к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию значения слов, выделяющих важные, существенные признаки предметов и явлений.

Но для решения умственной задачи недостаточно понимания обозначений отдельных предметов. Любая задача требует анализа её условий, выделения отношений между объектами. Такие отношения могут выражаться либо в словесной форме, либо с помощью наглядной модели, где сами предметы обозначены при помощи тех или иных условных заместителей, а их отношения – при помощи расположения этих заместителей в пространстве (в объёме или на плоскости).

Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности. У ребёнка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.п.), появляется возможность применять заместители и наглядные модели в уме, представлять себе при их помощи то, о чём рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и является показателем высокого уровня развития умственных способностей.

Выполнение специальных заданий под руководством взрослых, дидактические игры и упражнения существенно повышают уровень развития умственных способностей ребёнка. Решающую роль в выполнении специальных заданий играет постепенно осознаваемая детьми необходимость достигать определённой цели.

Задания можно разделить на следующие группы:

  • На замещение предмета;
  • На анализ строения предмета;
  • На выделение пространственных отношений;
  • На использование логических отношений;
  • На создание новых образов.

При проведении игр важно, особенно на первых этапах, положительно оценивать все ответы, которые хоть как - то свидетельствуют о самостоятельности ребёнка. Требования к качеству ответов нужно повышать постепенно, чтобы не снижать активность и непосредственность в высказываниях детей. Задания нужно давать в игровой форме или предлагать в виде интересных упражнений. Большое значение имеет систематичность проведения игр и упражнений. Все игры и упражнения могут проводиться неоднократно в зависимости от желания детей.

 

Упражнение «Разноцветные кусочки»

Цель: развитие внимания, мышления, мелкой моторики.
Материал: небольшие кусочки ткани с одинаковыми рисунками, с мелкими рисунками, похожими по цвету, например: синий с мелкими цветочками, темно-синий с мелкими кружочками.

 

Инструкция: «Найди одинаковые кусочки ткани, их может быть 2, 3 или 4 кусочка». Либо: коврик и заплатка.

Упражнение «Жемчужные фигурки»

Цель: развитие творческого воображения, мелкой моторики.

Материал: куски проволоки средней толщины, на 1 конце проволоки маленький кусочек ластика, бусины разного размера.

Инструкция: «Согни проволоку в фигурку и надень на неё бусины».

Вначале занятия педагог может выполнить с ребенком несколько «базовых» форм, например: цифру восемь, цветок, листочек.


«Исключение лишнего»

Цель: развитие мыслительных операций – обобщения, классификации, сравнения, развитие логики, знание обобщающих слов.

«Исключи лишнее» (на предметных картинках, примеры из бытовой жизни)

-что не может стоять в шкафу?

-что не может лежать в холодильнике?

-что не может лежать в коробке с игрушками?

-чего не оденет девочка?

-что на столе лишнее, чего мы не можем съесть?

-что не может лежать в тарелке, чего мы не можем съесть?

-что не будет есть кошка, чем мы не будем её кормить?

-какой продукт не сладкий?

-развези по магазинам одежду, игрушки, еду

-расставь в магазине по полкам: овощи, фрукты, молочные продукты.

Узнавание предметов по заданным признакам

Назови предмет, про который можно сказать:

  • желтый, продолговатый, кислый;
  • продолговатый, зеленый, твердый, съедобный.

Какой предмет обладает следующими признаками:

  • пушистый, ходит, мяукает;
  • гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает.

Кто или что может быть:

  • высоким или низким;
  • холодным или горячим;
  • твердым или жидким;
  • узким или широким.

Назовите общие признаки:

  • яблока и арбуза;
  • кошки и собаки;
  • стола и стула;
  • ели и сосны;
  • голубя и дятла;
  • ромашки и гвоздики.

Логические задачи:

  • Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какая рыба поймана раньше всех?
  • На веревке завязали три узелка. На сколько частей эти узлы разделили веревку?
  • Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. Кто вше Егор или Сережа?
  • Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. Сколько шаров каждого цвета купила Маша?
  • На столе стояло 3 стакана с вишней. Костя съел 1 стакан вишни. Сколько стаканов осталось?
  • Когда гусь стоит на одной лапе, он весит 2 кг. Сколько будет весить гусь, если встанет на обе лапы?

Проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком. Объяснить ход рассуждений.

  • ночник, торшер, свеча;
  • слива, яблоко, персик;
  • брюки, шорты, юбка;
  • корова, лошадь, лев;
  • елка, береза, сосна;
  • картофель, морковь, огурец;
  • петух, гусь, воробей;
  • коза, свинья, корова.

 


  Подготовила воспитатель: Минаева Е.Н.

 

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz