Ребенок
от рождения до года
У вас родился
малыш! Как он растет и что умеет?
Чтобы
малыш правильно развивался, с двухмесячного возраста организуйте для него
активное бодрствование в манеже: действия с красочными сюжетно- образными
игрушками.
Побуждайте
его к речевым реакциям:
- в 2-3 месяца- гортанные
звуки;
- в 4-5 месяцев- певучие
гласные (гуление);
- в 5-6 месяцев- отдельные
слоги (ба, ма, па)
С 5-6 месяцев малыш начинает
понимать речь взрослого, устанавливать связь между словом и предметом, находить
предмет взглядом («Где мишка?»).
С 8-9 месяцев по слову взрослого
выполняет определенные движения:
«ладушки», «до свидания»,
«прятки».
С 9 месяцев он может по слову
взрослого находить из 5-8 знакомых игрушек одну, а с 10 месяцев- узнавать на
картинке знакомые предметы.
С 11 месяцев- выполняет простые
поручения («открой- закрой», «дай мяч», «покорми собачку»
Двигательные реакции
Ползать малыш начинает с 5-6
месяцев, а к 8 месяцам- встает и опускается, придерживаясь руками за опору,
переступает вдоль барьера.
К 10-11 месяцам учится свободно
ходить, придерживаясь за предметы. К году ребенок должен научиться ходить
самостоятельно.
Ребенок
от от 1 года до 2 лет
Все, что достиг малыш к концу
первого года жизни, требует новой социальной ситуации развития- совместной
деятельности ребенка со взрослым человеком.
Ребенок учится есть ложкой,
рисовать карандашом, садиться на стульчик. Его ведущая деятельность- предметная.
Действуя с предметами, ребенок второго года жизни открывает для себя их
физические (величину, форму, цвет) и
динамические свойства, пространственные отношения (далеко, близко).
Потребность в общении и освоение
предметных действий требуют собственной активной речи ребенка. В 1 год- 1 год 6
мес. Словарный запас составляет 30- 40 слов. В 1 год 6 мес.- 2 года словарный
запас возрастает до 200- 300 слов.
К концу второго года жизни
появляются первые грамматические формы («Катя
кусиет касю» значит «Катя кушает кашу»
и т.д.) Дети радуются пению, движениям и игровым действиям под музыку.
Сенсорный опыт ребенка помогает
ему различать предметы по величине и цвету, собирать пирамидку из 4-5 колец (от
большого к маленькому).
Двигательная активность детей
основывается преимущественно на ходьбе. Новые приобретения на этом этапе-
попытки бега, лазанья, прыжки с места; ребенку свойственна частая смена
движений и поз.
Ребенок
от от 2 до 3 лет
На третьем году жизни ребенок
становится более самостоятельным. У него интенсивно развивается активная речь.
К трем годам он осваивает
основные грамматические структуры и пытается строить простые предложения. В
разговоре со взрослым использует практически все части речи. В его активном
словаре- примерно 1ооо- 1500 слов.
В игре ребенка этого возраста главным
являются действия. Совершенствуются
зрительные и слуховые ориентировки. Это позволяет малышу безошибочно
осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать
мелодии, петь. Дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с
большими искажениями.
Развивается собственно
изобразительная деятельность, и ребенок пытается изобразить какой- либо
предмет, например, человека в виде «головонога»- окружности и отходящих от нее
линий.
Ребенок вместе со взрослым начинает качаться на качелях, скатываться с горки на санках, пробует ходьбу на лыжах, учится кататься на трехколесном велосипеде, осваивает в водной среде скольжение, движение руками и ногами.
На третьем году жизни ребенок
осознает себя как отдельного человека,
отличного от взрослого. У него формируется образ «Я». Этот возраст связан с
кризисом 3 лет или, как часто говорят, «Я сам!» Он сопровождается
отрицательными проявлениями у ребенка: негативизмом, упрямством, нарушением
общения со взрослым и т.д.
Дошкольник
(4-5 лет)
С четырех лет
начинается дошкольный возраст. Ребенок заметно изменился, у него развиваются
ловкость и координация движений. Дети могут вычленять в сложных объектах
простые формы. У них возрастает объем памяти. Начинает складываться
произвольное запоминание: ребенок помнит поручения взрослых, запоминает
небольшие стихи. У него развивается образное мышление.
Дети могут
строить по схеме, решать лабиринтные задачи, самостоятельно придумывать
небольшую сказку на заданную тему. Им доступна сосредоточенная деятельность в
течение 15-20 мин., способность удерживать в памяти при выполнении каких- либо
действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей.
Формируется
потребность в уважении со стороны взрослого. Развивается обидчивость.
Основные достижения
возраста связаны с развитием игровой деятельности- появлением ролевых и
реальных взаимодействий развитием изобра-зительной деятельности, образного
мышления, воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации,
формированием «Я» ребенка.
Старший
дошкольник (6-7 лет)
В этом возрасте
ярко проявляются две категории знаний:
знания
и умения, которыми ребенок овладевает без специального обучения в общении со
взрослыми, играх, наблюдениях;
знания
и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специально
организованного обучения.
В результате
усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщенные способы
умственной работы, развивается диалектичность мышления. На передний план
выдвигается общение со сверстниками, при котором формируются диалоговая речь и
новая форма речи- монолог, выражающая желание ребенка поделиться своими
мыслями, чувствами, знаниями.
Дети легко
осваивают начала грамоты, представления о числах, действия на сложение и
вычитание. Знают буквы русского алфавита, начинают читать словом или по слогам,
определяют звуки, время по часам, называют дни недели, месяцы.