В настоящее время наиболее актуальной
является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению
воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет
особую роль в дошкольный период развития ребенка - именно в этом возрасте
происходит первоначальное становление личности.
Семейное воспитание (то
же самое — воспитание детей в семье) — общее название для процессов воздействия
на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых
результатов. Социальное, семейное и дошкольное воспитание осуществляется в
неразрывном единстве. Еще в 1915 году М.М.Рубинштейн сформулировал принцип
единства деятельности дошкольных, школьных и внешкольных учреждений в союзе с
семьей. Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь
комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для
ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой.
Согласно статье 18 закона «Об образовании» Российской Федерации именно родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального
развития личности ребенка в раннем детском возрасте.
Влияние семьи особенно в
начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные
воздействия. По данным исследований, семья здесь отражает и учреждения
образования, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые
коллективы, друзей, влияние литературы и искусства.
Главной особенностью
семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря
которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство
самоценности. Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные
ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах
общественной жизни. Известно, что именно родители их личностные качества во
многом определяют результативность воспитательной функции семьи. В семье
закладываются основы воспитания, и от нее зависит, каким вырастет человек, и
какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные
навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным
представителем общества.
Следовательно, важность
семейного воспитания в процессе развития детей определяет и важность
взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.