Бабушки моей в мире нет родней
О роли старшего поколения в воспитании детей
В современном обществе очень часто дети остаются без родительского внимания, потому что мамы и папы постоянно на работе. Поэтому часть заботы о своих детях перекладывается на собственных родителей, то есть на бабушек и дедушек.
Бабушка и дедушка – воспитатели своих детей в прошлом и воспитатели своих внуков в настоящем. Опыт внутрисемейных отношений, приобретенный ребенком в дошкольные годы, не может не сказаться в дальнейшем, каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком.
Бабушки и дедушки эмоционально связаны с внуками, способны откликаться на бесконечные детские просьбы и вопросы, к которым так некогда прислушаться вечно куда-то спешащим и занятым личными проблемами родителям. Бабушки и дедушки, как правило, мудрее, великодушнее, чем родители.
К внукам отношение несколько иное, чем к детям. Смысл этого отношения удивительно тонко «схвачен» пословицей «Дети до венца, а внуки до конца». С детьми всегда подспудно присутствовала мысль: вырастут и уйдут, у них впереди своя жизнь. С внуками иная психологическая ситуация: они - на всю оставшуюся жизнь. Бабушки и дедушки осознанно и неосознанно не задумываются над тем, увидят ли внуков взрослыми: кто знает, кому сколько отведено прожить! Поэтому так естественно думать о настоящем внуков (с детьми многое делалось во имя будущего), дать им радость сейчас, сию минуту. Отсюда и то, что часто называется баловством. Хотя на самом деле это скорее заинтересованность жизнью внуков, стремление сделать их счастливыми сегодня, а не время спустя.
В последнее время мне всё чаще и чаще приходиться общаться с бабушками. Утром бабушки приводят внучат в садик, а вечером забирают. Из рассказов детей на тему: «Что я делал в выходные дни?», я выясняю, что большинство были с бабушками и дедушками. Кстати, рассказывают дети об этом с улыбкой, теплотой, эмоциями и надеждой на новое общение. Мне, конечно, радостно видеть такое отношение моих воспитанников к старшему поколению, ведь это принесет душевное спокойствие, мир в семью.
Хочется отметить, что чаще с внуками я вижу бабушек. И рассказы детей тоже больше про бабушку.
Бабушка и детство - слова, которые хочется поставить рядом. С именем бабушки ребенок связывает всё доброе, незабываемое на долгие годы – уют в дом и вечную сказку, весёлую потешку и колыбельную песню, пословицы и поговорки, ласковое прикосновение рук и слово, исцеляющее ребячьи огорчения…
После откровенных бесед с моими воспитанниками, я убеждаюсь, что именно такое отношение складывается в семьях, где есть место книгам со сказками.
Давайте порассуждаем, что такое сказки? Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, убаюкать его на ночь, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему. Даже самый «продвинутый» и суперсовременный ребенок замирает, слушая, мудрую народную сказку. Не выпадает из жизни подобно тому, как это происходит при просмотре мультфильма или при игре в компьютер, а вникает, погружается. Дети инстинктивно чувствуют сказки - это необходимая им духовная пища. Ваша задача, уважаемые родители - утолить этот голод. К сожалению, у вас не всегда находится время на то, чтобы сесть с ребёнком и прочитать сказку. Вот тут вам с радостью помогут бабушки.
Само название «сказка» (от слова сказывать, говорить, рассказывать) определяет форму её передачи. Читающий исполняет сказку всегда в простой, разговорной манере, как бы желая воспроизвести историю, свидетелем которой он был или хорошо знает. («Я там был», «Жили-были»).
В основе каждой сказки лежит реальная действительность, фантастика передаёт реальные стремления людей, их мечты, желания. Этой особенностью сказки диктуется требование читать её с обычными для бытового общения интонациями.
Некоторая таинственность соблюдается в самом начале чтения (волшебные сказки), чтобы ввести ребёнка в сказочный мир, где может быть всё: и скатерть - самобранка, и полёт на ковре самолёте, и встреча с золотой рыбкой.
Следует выделить голосом, остановит внимание ребёнка на местах, где добро противопоставляется злу, ум – глупости, трудолюбие праздности.
Чтение мест, где рассказывается о положительных героях (трудолюбивые падчерицы, мудрые Василисы, самоотверженные Иваны - царевичи) потребует ласковых одобрительных интонаций.
Об отрицательных героях (коварная Баба Яга, жестокий Кощей Бессмертный) нужно читать с интонацией, передающей осуждение, возмущение, негодование.
Я уверена, что бабушки очень мудрые, и отлично справятся с данными требованиями к чтению сказки. А это значит, ваши дети будут духовно обогащены.
Уважаемые родители, обеспечьте своих детей детскими иллюстрированными книгами со сказками, почаще читайте и доверяйте прочтение бабушкам.
Окунуться в мир своей семьи, где из поколения в поколения передается забота и любовь, духовные силы, нравственный уют и традиции рода – значит признать неоценимую роль бабушки.
Бабушка – это человек, который будет не просто заботиться о ребенке, а любить его, беречь, с которым можно обнявшись делиться секретами, который всегда найдет время на сказки и поможет во всех важных детских делах. В тот временной период, когда за вашим ребенком присматривает бабушка, будьте совершенно спокойны за ребенка и уверены, что у него все хорошо.
Я, как и все воспитатели и родители, стараюсь воспитывать в детях внимание и уважение к старшему поколению. Для этого провожу беседы с детьми о том, как они помогают бабушкам и дедушкам, о чём они разговаривают, чем занимаются и т.д. Приглашаю бабушек и дедушек на различные мероприятия детский сад.
А ещё в нашей группе организован клуб «Бабушка- забавушка», где бабушки и внучата дарят друг другу радость от совместного общения, обмениваются положительными эмоциями в различных играх- забавах.
Итак, чтобы разные поколения и дальше понимали друг друга, им необходимо взаимодействовать в повседневной жизни.
Поэтому, с раннего детства я учу детей проявлять уважение к бабушке и дедушке. Это значит, относиться к ним с почтением, которого они заслуживают по возрасту и положению, прислушиваться к их мнению, не грубить, говорить вежливо, внимательно выслушивать все, что они говорят, уступать место;
проявлять внимание, т.е. искренне интересоваться их делами, быть внимательными к их чувствам, справляться о самочувствии, возможно, им нужны помощь и участие; не отказывать в общении. Постараться найти время для простого разговора, посетить больного, просто прийти попить чаю; помогать. Можно предложить свою помощь в бытовых делах; спрашивать помощи, советоваться по различным вопросам, предложить сделать что-нибудь совместно.
И конечно, нам всегда хочется порадовать бабушек и дедушек своим творчеством, подарить всем частичку тепла, доброты и участия, создать им праздничное настроение. Я считаю, что нам это удаётся, а значит, все усилия не напрасны.
Воспитатель: Минаева Е.Н.
|