Дидактическая игра- важное средство развития речи ребенка- дошкольника
Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития речи. Если к 5 годам ребенок не овладеет необходимыми категориями родного языка, то став старше, он будет испытывать определенные сложности.
Обогащение и активизацию словаря следует начинать с раннего возраста ребенка. У ребенка, обладающего богатым словарным запасом, формируется правильная речь.
Слова, которые усваивают дети, делятся на 2 разряда. К первому, активному запасу слов, относятся слова, которые ребенок понимает и активно использует в речи. Ко второму, пассивному запасу слов, относятся слова, которые ребенок понимает, но в речи не использует.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольника, поэтому обогащение словарного запаса происходит через игру. Существует ряд специальных методических упражнений, которые лежат в основе дидактических игр по обогащению словарного запаса.
Например:
- подбор эпитетов к предмету;
- подбор к предмету действий (глаголов);
- подбор к действиям предметов или объектов;
- вставление детьми пропущенных слов;
- составление предложений с заданным словом;
- называние составных частей целого;
- объяснение слов;
- отгадывание и составление загадок;
- классификация предметов;
- добавление придаточных предложений;
- распространение предложений;
- подбор синонимов (антонимов, омонимов).
Активизировать словарь ребенка можно в процессе повседневного общения. Приведем несколько самых используемых игр:
Игра «Фрукты»
Цели: Расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласование прилагательных и существительных.
Ход игры:
Дети покупают в магазине у воспитателя банки с компотом, вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к воспитателю и говорит: Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот, я хочу купить компот из яблок – яблочный компот и т.д.
Игра с мячом «Ассоциации»
Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.
Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик, колючий - ёж, холодный - снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.
Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки. Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое - блюдце; прозрачный – кувшин.
Игра «Я знаю пять…»
Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).
Ход игры: Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.
Игра « Съедобное – несъедобное»
Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.
Ход игры: Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «живое - неживое», «овощи-фрукты», «дикие животные – домашние животные», «птицы – насекомые», «одежда – обувь» и др.
Игра «Посылка»
Цели: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.
Оборудование: предметы, коробки по количеству игроков.
Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.
Игра «Чудесный мешочек»
Цели: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.
Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)
Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.
Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).
Игра с мячом «Скажи наоборот»
Цели: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.
Ход игры: дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.
Игра «Сравни разных зверят»
Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Ход игры: педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).
Игра «Отгадай предмет по названию его частей»
Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на части этого предмета.
Ход игры: детям предлагается следующий речевой материал:
- ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево
- копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова
- кабина, крылья, мотор, хвост — самолет
- рука, туловище, нога, волосы – человек.
Игра «Назови другим словом»
Цели: формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.
Ход игры: взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.
Включение дидактических игр по обогащению словарного запаса в игровую деятельность детей развивает речь, умение детей выражать собственные мысли, эмоции, намерения, способствует к успешному обучению в школе.
Литература:
1.Жукова Н.С. Академия дошкольного развития /Илл. А. Разуваева. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.-248с.
2.Игры и упражнения по развитию речи (из опыта работы) :практ. пособие сост. О.В. Евсеева, Е.А. Коротяев. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011.-90 с.
3.Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей. - СПб: ООО «Издательство «Детство» – Пресс», 2010. - 80 с.
4.Обогащение и активизация словарного запаса. Старшая группа /Автор – сост. О.И. Бочкарева - Волгоград: ИТД «Корифей» – 96с.
5.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ /Г.С. Швайко. – М.: Айрис – Пресс ,2006.
Воспитатель: Смурыгина Н.В.
|