Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МДОУ ДС №1 с.Пригород


Пятница, 26.04.2024, 07:01

Дидактическая игра- важное средство развития речи ребенка- дошкольника 

Важное  приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средством  и способом общения и познания. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным  периодом  для развития  речи. Если к 5 годам  ребенок не  овладеет  необходимыми  категориями родного языка, то став старше, он будет испытывать определенные сложности.

Обогащение и  активизацию  словаря следует начинать с раннего возраста ребенка. У ребенка, обладающего богатым  словарным  запасом, формируется  правильная речь.

Слова, которые усваивают  дети, делятся  на 2 разряда. К первому, активному запасу слов, относятся  слова, которые ребенок  понимает и активно использует в речи. Ко второму, пассивному  запасу слов, относятся слова, которые ребенок  понимает, но в речи не использует.

Игра - ведущий вид деятельности  дошкольника, поэтому  обогащение словарного запаса происходит через игру. Существует ряд  специальных  методических упражнений,  которые лежат  в основе  дидактических игр по обогащению  словарного  запаса.

Например:

- подбор эпитетов к предмету;

- подбор к предмету действий (глаголов);

- подбор к действиям предметов или объектов;

- вставление детьми пропущенных слов;

- составление предложений с заданным словом;

- называние составных частей целого;

- объяснение  слов;

- отгадывание и составление загадок;

- классификация предметов;

- добавление придаточных предложений;

- распространение предложений;

- подбор синонимов (антонимов, омонимов).

Активизировать словарь ребенка можно в процессе  повседневного общения. Приведем несколько самых используемых игр:

Игра «Фрукты»

Цели: Расширение словаря прилагательных по теме «Фрукты», формирование у детей навыка образования отыменных прилагательных и согласование прилагательных и существительных.

Ход игры:

Дети покупают в магазине у воспитателя банки с компотом, вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребенок подходит к воспитателю и говорит: Я хочу купить компот из вишен – вишневый компот, я хочу купить компот из яблок – яблочный компот и т.д.

Игра с мячом «Ассоциации»

Цели: Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Ход игры: Взрослый бросает мяч ребенку и называет какой-либо конкретный признак предмета: «Красный». Ребенок ловит мяч, добавляет слово, обозначающее предмет, обладающий этим признаком (мак), и возвращает мяч взрослому. Аналогично: тяжелый – грузовик, колючий - ёж, холодный - снег, высокий – человек, стеклянный – стакан.

Возможно проведение игры на материале конкретной лексической темы (с опорой на картинки и без нее). В этом случае взрослый договаривается с ребенком о том, что ему нужно придумывать слова по определенной теме (к примеру, по теме «Посуда»). При этом на наборном полотне могут быть представлены соответствующие картинки.  Примерный лексический материал: глубокая – тарелка; голубая – кастрюля; маленькое - блюдце; прозрачный – кувшин.

Игра «Я знаю пять…»

Цели: Активизация слов с обобщающим значением, развитие понимания родовидовых отношений между словами (развитие понятийного аспекта значения слова).

Ход игры: Дети встают в круг. Первый игрок, в руках у которого мяч, начинает игру словом: «Я» и передает (перебрасывает) мяч рядом стоящему ребенку. Второй игрок принимает мяч, проговаривает следующее слово: «Знаю» – и передает мяч дальше. Третий игрок: «Пять». Следующий ребенок «Насекомых». Далее каждый ход сопровождается называнием одного насекомого до тех пор, пока не будет названо пять слов данной группы. Игра продолжается дальше.

Игра « Съедобное – несъедобное»

Цели: Развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность, др.), уточнение значения обобщающих слов, развитие слухового внимания, общей моторики.

Ход игры: Ведущий произносит слово и бросает одному из игроков мяч. Если был назван продукт питания, плод или другой съедобный объект, игроку нужно поймать мяч. В обратном случае игрок уклоняется от мяча. Аналогично проводятся игры «живое - неживое», «овощи-фрукты», «дикие животные – домашние животные», «птицы – насекомые», «одежда – обувь» и др.

Игра «Посылка»

Цели: расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, развитие связной речи.

Оборудование: предметы, коробки по количеству игроков.

Ход игры: каждый ребенок получает «посылку» (коробку с предметом внутри). Первый игрок начинает описывать свой предмет, не называя и не показывая его. Предмет предъявляется после того, как будет отгадан.

Игра «Чудесный мешочек»

Цели: расширение объема словаря, развитие тактильного восприятия, уточнение представлений о признаках предметов.

Оборудование: нарядно оформленный мешочек, мелкие игрушки, названия которых относятся к одной лексической группе («Посуда», «Овощи» или др.)

Ход игры: предварительно дети знакомятся с игрушками, названия которых относятся к одной лексической группе, рассматривают, называют, выделяют их качества. Первый игрок опускает руку в мешочек, нащупывает одну игрушку, узнает ее и называет: «У меня чашка». Только после этих слов ребенок может вытащить игрушку из мешочка, рассмотреть ее и показать всем детям. Если ответ верный, ребенок берет предмет себе. Игроки поочередно узнают на ощупь, называют и вынимают из мешочка предметы. Выигрывает тот, кто соберет большее количество игрушек.

Усложненный вариант (для старших дошкольников): требуется, прежде чем достать предмет из мешочка, определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого изготовлен предмет (резиновый, металлический, тряпичный, деревянный, пластмассовый), качество поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный).

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Цели: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Ход игры: дети стоят в шеренге лицом к ведущему. Взрослый (ведущий) произносит слово и бросает мяч одному из игроков. Поймавший мяч должен назвать антоним (слово-«неприятель») к заданному слову и вернуть мяч ведущему. Если парное слово подобрано верно, ребенок делает шаг вперед. Выигрывает тот, кто быстрее подойдет к условной линии, на которой находится ведущий. Этот ребенок продолжает игру, придумывая свои слова.

Игра «Сравни разных зверят»

Цель: учить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.

Ход игры: педагог предлагает рассмотреть мишку и мышку.
— Мишка большой, а мышка… (маленькая). Еще, какой Мишка… (толстый, толстопятый, косолапый)? А мышка, какая… (маленькая, серенькая, быстрая, ловкая)? Что любит Мишка… (мед, малину), а мышка любит… (сыр, сухарики).
— Лапы у Мишки толстые, а у мышки… (тоненькие). Мишка кричит громким, грубым голосом, а мышка… (тоненьким). А у кого хвост длиннее? У мышки хвост длинный, а у Мишки… (короткий).

Игра «Отгадай предмет по названию его частей»

Цель: формировать умение определять и называть предмет, ориентируясь на  части этого предмета.

Ход игры: детям предлагается следующий речевой материал:

- ствол, ветки, листья, кора, корни — дерево

- копыта, рога, вымя, голова, ноги, туловище, большая — корова

- кабина, крылья, мотор, хвост — самолет

- рука, туловище, нога, волосы – человек.

Игра «Назови другим словом»

Цели: формирование семантических полей, расширение словаря синонимов.

Ход игры: взрослый называет словосочетание и задает вопрос: «Бросить мяч. Как это действие можно назвать иначе, другим словом?» даются образцы правильных ответов: «Бросить мяч – кинуть мяч. Глядеть в окно – смотреть в окно». Дети приступают к подбору синонимов только после подтверждения понимания ими задания.

Включение дидактических игр по обогащению словарного запаса  в игровую деятельность детей развивает речь, умение детей выражать собственные мысли, эмоции, намерения, способствует к успешному обучению в школе.

Литература:

1.Жукова Н.С. Академия дошкольного развития /Илл. А. Разуваева. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2004.-248с.

2.Игры и упражнения по развитию речи (из опыта работы) :практ. пособие сост.           О.В. Евсеева, Е.А. Коротяев. – Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011.-90 с.

3.Парамонова Л.Г. «Развитие словарного запаса у детей. - СПб: ООО «Издательство «Детство» – Пресс», 2010. - 80 с.

4.Обогащение и активизация словарного запаса. Старшая группа /Автор – сост.           О.И. Бочкарева - Волгоград: ИТД «Корифей» – 96с.

5.Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практических работников ДОУ /Г.С. Швайко. – М.: Айрис – Пресс ,2006.

Воспитатель: Смурыгина Н.В.

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz