Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


МДОУ ДС №1 с.Пригород


Суббота, 27.04.2024, 07:57

Как воспитать в ребенке самостоятельность

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

• умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;

• умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
• умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
• умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
• умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
• умение переносить известные способы действий в новые условия.
Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления.

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1—2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: «Я сам!». В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Тогда- то и нужно начинать прививать ребенку навыки  самообслуживания: умение одеться и раздеться, почистить зубы, расчесаться, самому убирать за собой посуду и т.д. В доме ребенок должен приучаться к чистоте своей окружающей среды: подметать полы, убирать игрушки, мыть посуду, поливать растения и прочее. Малышу нужно осознавать, что его дом не просто нужно держать в чистоте, но, главное, самому за ней следить.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

 

А как развить самостоятельность в действиях?

Главным правилом для родителей является общение с ребенком на все темы, которые касаются его самого. Т.е. малыш сам должен выбирать, что для него было бы лучше. Например, нужно спрашивать, как он хотел бы одеться для прогулки. На подсознании ребенок будет знать, что родители уважают и доверяют его мнению. Если же малыш занят решением каких-то задач, не нужно сразу же идти ему на помощь, пусть он сам пытается найти ответ. Это формирует чувство уверенности в правильности своих действий.

Зачастую, родители делают все наоборот, считая ребенка слишком маленьким для выполнений таких задач. На пути воспитания самостоятельности– это самые злейшие враги.

Чего же точно не стоит делать?

Нельзя отбирать у своего чада инициативу. Если ребенок чем-то занимается, лучше довериться ему, а не отвлекать или, что хуже, делать самому.

Не стоит постоянно поправлять ребенка. В будущем он будет считать, что все его действия всегда неправильные, а это выльется в боязнь принятия решений.

Не стоит подгонять малыша и требовать быстрого выполнения задач. Дети приспособлены к миру по-другому, они более медлительны, а постоянные упреки могут развить нервозность или вообще отбить желание что-то делать самому.

Гвоздем программы является самая распространенная ошибка всех неопытных родителей – чрезмерная опека. Порой родители видят во всем опасность для ребенка, от этого и не доверяют ему многих дел. Конечно же, нужно понимать, где существуют реальные угрозы, а где сознанием руководят выдумки.

Применяя все эти правила на своем малыше, родитель будет уверен, что воспитывает настоящую самостоятельную личность.

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. Подросток начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Поиск

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный хостинг uCoz